Аналитическая терапия

Длительность аналитической терапии зависит от двух задач, которые должны быть достигнуты в процессе: во-первых, аналитиком и клиентом вместе должно быть создано то пространство, где будут "жить" они сами и где будет разворачиваться анализ. Во-вторых, должен естественным образом возникнуть и развиться их собственный символический язык, наполненный символами как из бессознательного клиента, так и из бессознательного аналитика.
В этом пространстве будет происходить взросление и клиента, и терапевта. Клиент будет учиться присутствовать, обозначать себя, находить и занимать своё место, выражать себя без необходимости прибегать к защитам. Он будет стремиться присутствовать искренне, "интимно и лично", ожидая засвидетельствования своего уникального переживания со стороны ума, сердца и воображения аналитика.
Аналитик тоже будет стремиться присутствовать. В оптимальном варианте - освобождаясь от мешающих этому защит. Уходя от потребности подражать авторитетам, учителям, супервизорам. Отыскивая тонкие отзвуки услышанного внутри себя. Стремясь предоставить клиенту своё живое человеческое присутствие.
Здесь неизбежно возникают оплошности слуха и аналитика, и клиента. Оба могут - и это обязательно произойдёт - в какой-то момент не услышать или не понять сказанного. Для аналитика этот опыт может переживаться как фрустрирующий, изолирующий или разочаровывающий. Для клиента такой опыт может оказаться более болезненным и будет вызывать у него отстранение и активизацию защит: действие, отреагированиие, соматизацию, маниакальные или параноидальные или аутистические защиты. Ситуация может продвинуться дальше только после исследования, что требует определенного мужества обоих участников.
В пределе, этот тонкий процесс настраивания пространства и языка должен помочь клиенту чувствовать себя более живым и цельным. Ценность этой потребности может превышать ценность выживания. В процессе взращивания совместного трансформирующего опыта аналитик и анализанд обладают возможностью со-творения, берущего начало в их совместных размышлениях и переживаниях. Необходимость для аналитика оставаться живым на протяжении анализа, то обещание, которое он бессознательно даёт клиенту, хоть и не может гарантировать его выполнения, - это возможность для клиента иметь достаточно необходимого времени, чтобы воссоздать свою душу и психологическую устойчивость. Потом клиент будет использовать их, создавая собственное пространство для жизни, уже полностью независимое от пространства, где он вырастает.
Когда наступает момент завершения, это ощущается аналитической парой как "восстановление" в качестве отдельных индивидов, однако же изменённых и трансформированных совместным опытом. Порой клиент может переживать потерю аналитика как умирание родительской фигуры. Символическая смерть аналитика разрушает то пространство, которое было создано для анализа. Дальше клиент живет уже только в своём собственном мире, однако же, неизбежно храня частичку общего пространства