Негативная Способность

Закончился четвёртый блок обучающей программы Лондонского института групп-анализа по супервизии. Впереди - последний, пятый, эссе и финишная прямая. Это грустно, хочется и дальше находится в этом насыщенном разными смыслами, чувствами, взаимодействиями и инсайтами пространстве.
В этот раз много говорилось о различных личностных стилях ведения супервизии. Есть варианты более структурированные, когда все взаимодействия опираются на чётко просторенные правила, и супервизор представляет, что будет дальше, чего ожидать от группы, куда направить группу. Этот вариант создаёт очень организованное, работающее как часы групповое пространство с хорошим рабочим потенциалом. На этом конце стилевого континуума находятся те супервизоры, которые плохо переносят ситуацию неопределенности и "тумана".
Другой стиль основан на том, что Джон Китс называет негативной способностью, «когда человек способен находиться в состоянии неопределенности, загадки, сомнений без раздраженного стремления к фактам и основаниям». Винникот определяет ее как способность к контейнированию, которая создаёт потенциал для роста и развития всех участников процесса.
Можно балансировать свои профессиональные навыки и умения, но невозможно уйти от личностных особенностей, которые в итоге все равно определяют стиль работы.
Мое удивление было связано с тем, что наш английский супервизор Питер весьма недвусмысленно показал рукой на меня, говоря об обладании "негативной способностью". Мне казалось, я тяготею к структуре, но, видимо, способность довольно спокойно переносить ситуации неопределённости, которая и вправду у меня есть, превалирует.
Приятно удивляет, что Питер и Шейла помнят нас всех по именам, по деталям наших работ с ними в малых группах, точно видят наши особенности. И ещё очень круто наблюдать за тем, как они филигранно рулят процессом - одной-двумя фразами, всегда по существу, очень аккуратно и точно предлагая вопросы, идеи, иногда - интерпретации. Запоминая и анализируя, включаясь эмоционально в контакт, очень бережно.
Ещё было много тренировочных заданий, обсуждений, живая демонстрация, лекция, статьи... Параллельные процессы, отзеркаливание, бессознательные защиты, отыгрывания и даже регресс - не пустые слова, когда хочешь стать супервизором. Практический курс молодого бойца: тренируемся на ком можем, с полным погружением в процесс. Легко не было никому, но ни один супервизор не пострадал. Главное ощущение на выходе - как ни странно, ощущение появления профессионального братства. Хорошее слово - коллегия. Оно прозвучало в первый день и к концу блока как-то наполнилось изнутри смыслом. Коллегия как сообщество равных, многое переживших в профессиональном становлении, обретших через это становление собственный вес и голос, пришедших через конкуренцию к уважению. Авторитет супервизора зависит не просто от позиции в собранной им группе, он наполнен сформированной идентичностью, теоретическими знаниями, профессиональным опытом, освоенными навыками, опорой на коллегиальность... ну, и для меня лично, пожалуй, ещё способностью не занимать пространство собой, а расширять его, принимая и супервизируемых терапевтов, и через них - их клиентов, не ригидный образом. То есть - без предварительных установок и коннотаций. Нет одной истины, это вопрос перспективы.