За пограничников

Я хочу сказать "за пограничников".
Пограничный уровень функционирования личности часто плохо диагностируется самими психологами в силу определенной стигматизации. Мы все (в основном) уверенно определяем себя в невротики, имеем четкие идеи о психотиках - в обычной речи просто сумасшедших. Пограничники же представляются нам редкими зверьми, чем-то стыдным и уродливым, невнятным, но пугающим и жалким отклонением от нормы.
Между тем, любой человек может периодически функционировать на любом уровне. И психотик в состоянии ремиссии способен порой видеть мир ясно. И невротик успешно погружается в черно-белый пограничный мир.
Другое дело, что выходы в более здоровое состояние не продолжаются, как правило, длительное время.
Трудно оценить количество людей, функционирующих на пограничном уровне, но их гораздо больше, чем кажется. Пограничный уровень характеризуется сильными внутренними конфликтами, которые в обычной жизни дают страсть, адреналин, конкурентность, яркие чувства и эмоции. Как много замечательных произведений искусства рождено из этого внутреннего разлома! Часто именно он даёт человеку напор и драйв.
Принято думать, что "пограничникники" - глуповатые, уплощённые и агрессивные. Бывает и так. Но совершенно не обязательно. Пограничный уровень не даёт человеку возможности ясно различать внутреннее и внешнее, правильно оценивать чужое поведение и мотивацию, точно понимать себя. Но все это не лишает человека возможно тонко чувствовать - пусть через свой внутренний мир. Манипулировать другими людьми - особенно психопаты этим и славятся. Испытывать всю глубину человеческих чувств, включая любовь и сострадание. Я встречала невротиков, которые были гораздо менее интересными и привлекательными личностями, чем "пограничники". Да, в них ничто не дребезжало, но ничто и не привлекало внимания и интереса.
Быть "пограничником" - это не позор и не смертельный диагноз. Это - последствия детской травмы развития. Конечно, рядом с таким человеком бывает очень сложно, даже если он приложил гигантские усилия по самоадаптации. Травма обязательно даёт о себе знать в какие-то моменты. И, опять же, я знаю людей с довольно большим конфликтом и расщепленностью внутри, которые, при этом - отличные коммуникаторы, у которых свои клиентские бизнесы, которые долго дружат и зарабатывают деньги общением.
Собственно, главная проблема таких людей - они сами. Им тяжело самим с собой и с миром. Они не могут приспособиться до конца, не могут найти удовлетворения. Не могут понять, что не так и почему никак не удаётся повернуть этот упрямый мир правильным местом. Они по настоящему мучаются внутри. И поэтому они приходят на терапию. Собственно, само слово "терапия" означает, что что-то должно быть исцелено. Невротику, как правило, не надо лечиться. У него есть отдельные, ограниченные локальные проблемы. Но его идентичность устойчива и непрерывна. Ему не кажется временами, что он - бог, а временами, что он - чмо. И про других у него нет необоснованных фантазий, что они ненавидят его за один внешний вид, или хотят ему навредить, или мало заботятся, а должны.
Главная проблема для "пограничника" - он сам. И в какой-то момент он устаёт от себя. И соглашается внутренне с тем, что в его картине мира есть пробелы. И идёт искать того, кто поможет их восстановить. Или поможет поменять линзы и настройки. И вообще - поможет. И этот человек - психолог, главной задачей которого будет - оставаться рядом и помогать видеть правду тогда, когда никто больше этого делать не хочет или не может.
Потому что да. Их главная проблема - они сами, и они виртуозы в том, как сделать пребывание рядом с собой невыносимым. И при всем том, это просто люди - страстные, умные, тонкие, эмоциональные, любящие, злые, жестокие, грубые и добрые. Разные. И ужасно-ужасно уязвимые.