“Дедовщина” в детском возрасте

Во время работы психологом в школе я периодически сталкивалась с детьми, по отношению к которым в нашей стране используют грубое обозначение “козел отпущения”, а на более корректном Западе – непонятные слова “буллинг” или “моббинг”. В переводе на общечеловеческий, это дети, чей период “дедовщины” начинается задолго до армии и протекает вне ее. Дети, которых дразнят, изгоняют, бьют, оскорбляют – а так же те дети, которые все это делают. Как нетрудно догадаться, это две вершины одной пирамиды, которые потенциально способны поменяться местами, но в реальности делают это крайне редко.

Даже самые чуткие и заботливые родители, чьи дети оказались а подобной ситуации, часто не представляют, как помочь детям. То, чему нас учили в детстве – “Дай сдачи” или “Не обращай внимания”, чаще всего не срабатывает в ситуации систематической травли. И попытки обороны, и нарочитое равнодушие становятся поводом для следующих эпизодов нападаений: либо “Ты на нас волну гонишь?!” – либо “Думаешь, слишком гордый?!”. И все повторяется снова, все больше и больше погружая ребенка в отчаяние, беспомощность и обреченность. Самое ужасное в этой ситуации для родителей – то, что их участие/неучастие в ситуации  равно осложняет положение ребенка. Не вмешался – и он чувствует себя беззащитным, брошенным, униженным, а родитель оказывается в положении равнодушного свидетеля. Вмешался – и ребенка еще больше преследуют за то, что посмел пожаловаться. В нашей стране, где все приучены к тому, что жаловаться – плохо, станешь стукачом Павликом Морозовым, дети сами боятся обращаться за помощью и просят не вмешиваться. К тому же, велик риск нарваться на “разборки”  с негодующими родителями обидчика, уверенными в том, что их чадо не может творить беззаконий. Риск этот велик потому, что, для того, чтобы стать жестоким преследователем, ребенку надо пребывать в определенном состоянии – иметь внутри эту жестокость и агрессии, а так же – много страха и отчаяния. Понятно, что в благополучной заботливой среде такое вряд ли сформируется. Особенно, когда речь идет о систематических преследованиях, целью которых со стороны агрессора является отражение того хаоса и отчаяния, которые живут внутри него и толкают его найти кого-то, кому будет хуже, чем ему, кого-то, чье настроение будет всецело в его власти.

И вот здесь мы подходим к самому интересному – почему же одни дети становятся объектом нападения и преследований, а другие – не становятся, даже будучи маргиналами и “белыми воронами”? По исследованиям скандинавских психологов, ни особенности внешности, поведения, ни физические недостатки, ни даже умственные способности сами по себе не определяют жертву. Однако же, есть обязательные черты, которые присутствуют у всех преследуемых детей (и у преследующих их, кстати, тоже) – это негативное восприятие окружающих (постоянные интерпретации поведения других людей не в свою пользу – как нападающих, обижающих, равнодушных и т.д.) и пессимистичные прогнозы на будущее (все и так очень плохо, а будет еще хуже). Поэтому процент самоубийств высок не только среди преследуемых детей, но и среди нападающих. По сути, и те и другие мучаются от несовершенного, несправедливого устройства мира и злятся на него за это – и на окружающих, не защищающих, обижающих, равнодушных, жестоких. Напомню, речь идет о субъективном мировосприятии часто маленького ребенка – как правило, моббинг начинается с приходом в школу. Маленьким детям сложно справляться с враждебностью окружающего мира, и, столкнувшись с ней однажды, они очень быстро погружаются се глубже в свои переживания, поддерживаемые ощущением того, что они плохие и неправильные, раз над ними издеваются. Низкая самооценка, высокая тревожность, боязливость и неумение “держать удар” тоже играют свою роль. И, с другой стороны, у всех, задейстованных в ситуации моббинга – в том числе у не находящих выхода взрослых! – постепенно формируется внутреннее искаженное восприятие этой ситуации как оправданной. Я вырастил его недостаточно сильным/странным (особенным)/ слишком чувствительным, поэтому его дразнят. У преследователя и его команды (обязательно есть команда, которой можно демонстрировать свою власть) в ситуации отстутствия противодействия возникает ложное ощущение, что он ведет себя допустимо и так будет всегда.

Так как же противодействовать моббингу, чтобы это имело эффект?

Для начала надо понять, что справиться в одиночку ребенку эчнь сложно и достигается это колоссальной ценой – вспомните фильм или книгу “Чучело”. Ребенку надо помогать, и помощь эта должна включать несколько элементов:

  1. Формирование внутреннего образа положительного героя – персонажа, который справился или потенциально мог бы справиться с такой ситуацией. Сюда пойдут все книги, фильмы и истории с добрыми  героическими персонажами, желательно – того же пола, что и ребенок.
  2. Работа с мыслями, обучение ребенка пониманию мотивов других людей. Уход от сплошь негативных ожиданий в сторону более реалистичной, смешанной картины поведения других людей. Если он сможет разглядеть за агрессией нападающего его слабость и страх, он выйдет из поля притяжения агрессора.
  3. Беседы - очень важно тратить время на разговоры и обсуждения с ребенком его собственных ситуаций и его поведения. Принцип такой: лучше коротко, но часто.
  4. Формирование у ребенка самостоятельного поведения – часто дети, становящиеся жертвами, живут с гиперопекающими родителями, поэтому, оказавшись в ситуации первого нападения, они теряются и начинают плакать или беспомощно горячиться.
  5. Так же важно учить ребенка умению держать себя в руках. Дисциплина формирует внутренние границы ребенка, а на человека с простроенными границами напасть сложнее  и он хуже поддается манипуляциям.
  6. Если появится возможность вывести противостоящих детей из ситуации моббинга в ситуацию некоторого сотрудничества, совместной деятельности – это будет высший пилотаж. В Европе это обязательно делается на уровне школ, у нас с этим сложнее, но, конечно, школа – то пространство, где совместная деятельность организуется проще всего. По материалам исследований, если дети делают что-то вместе, и при существуют четкие правила и взрослый пресекает любые попытки агрессии детей по отношению друг к другу – в таком коллективе моббинг не возникает.
  7. И, наконец, самое главное  - оптимизм и любовь. Напоите ребенка любовью, вооружите его поддержкой и уверенностью, покажите ему солнце впереди – и вы вместе справитесь с любой проблемой.  

 

 

Комментарии

Хорошие слова - про солнце.

Хорошие слова - про солнце. Интересно, а зависит ли агрессивность от погоды? Ведь у нас так много сумрачных дней в году. Враждебность окружающего мира - только субъективное восприятие или все-таки и объективная реальность в этом восприятии отражается?