граница контакта

Много интересного в терапии и в жизни происходит на границе контакта. Многое может быть обнаружено, отыграно, прочувствовано в момент сепарации или изменения дистанции в отношениях - в сторону увеличения или, наоборот, сокращения.
В том случае, когда сепарации предшествовал хороший, долгий, насыщающий безопасный контакт, сепарация проходит довольно легко. Нас это, понятно, интересует, как зона ближайшего развития.
Но в работе мы обычно сталкиваемся с людьми, привязанность которых сформирована в других условиях. Соответственно, они начинают искрить, как только рельсы границ попадают под колёса контакта.
Сложности возникают уже при необходимости соблюдения рамок, в момент, когда клиенты обнаруживают себя в отношениях с терапевтом, при возникновении ситуаций отпусков, перерывов, болезней, пропусков. Когда и если возникает ситуация про долгую сепарацию, тем более - про окончание, на сцену выходят все сценарии, снижающие напряжение и тревогу. Обесценивание и разрушение объекта, как терапевта, так и терапии: "какая-то у вас здесь ерунда!", "вы мне обещали одно, а дали другое", "пустая потеря времени и денег!", "ты работаешь плохо/ жестко/ мягко/ холодно/ горячо/ далеко/ близко..." Ссоры и преждевременные расставания - уйду сам, пока не выгнали. Болезни и самоповреждающее поведение, суицидальные попытки - как крайняя форма, могут служить как для сохранения зависимости, так и для насильного сепарирования. Гиперзависимость и контрзависимость: от "не бросай меня здесь одного!" до "свободу мне, свободу!".
За всеми этими тревожными убеганиями, судорожными цепляньями, нападениями, разочарованием и обидами, бывает, теряются сами люди и смысл того, зачем они оказались рядом. Мы идём к другим в надежде исправить, залатать дыры в нас, сквозь которые продувает ветер. Мы хотим почувствовать себя более живыми. Нам кажется, что добиться этого мы можем через повторение нашего обычного поведения, только немножечко улучшенного, модифицированного. Мы верим в то, что найдётся волшебный Другой, который примет нас в свои объятия, укутает любовью и вылечит раны. А когда реальный другой подходит близко - мы пугаемся. Начинаем снова чувствовать ветер, который "холодит былые раны". Спасаемся бегством или нападением, притворяемся мертвыми, или очень весёлыми, или очень беспомощными.
Наши дыры и шрамы - они как карта. Если мы позволим другому подойти достаточно близко и сможем оставаться рядом с ним достаточно времени, есть вероятность, что он прочтёт по ним нашу историю и увидит наше звёздное небо внутри.