интерперсональный психоанализ

Немного об интерперсональном психоанализе.
Довольно часто понятие психологической патологии привязано к способности человека адаптироваться к окружающей реальности. В этом варианте норма- патология рассматриваются как крайние точки линейного континуума.
Современный взгляд - не только интерперсональный, но и он, в том числе - все больше склоняется к восприятию патологии как ригидности. Когда человек застревает в каком-то состоянии и не имеет сил, возможностей, знаний для изменения этого состояния. Причём не обязательно внутри себя - это может быть нарушение возможностей общения с другими людьми. Или нарушение взаимодействия с определенным человеком.
В процессе развития ребёнка формируются различные селф-состояния, то есть такие части структуры личности, которые оказывают влияние на его восприятие, поведение и мышление. Некоторые селф-состояния могут формироваться под воздействием травмы, например, враждебного развода родителей. Дальше они могут диссоциироваться от человека и "вкладываться" в других людей как присущие им. Другие становятся негативными, преследующими, отвергающими. При ригидности селф-состояний человек не имеет возможности маневрировать между ними. Он застревает в каком-то из них и выстраивает травмирующие отношения с миром. Травмирующие ещё и потому, что здоровая часть личности продолжает стремиться к исцелению, ищет выход из ригидного травмирующего опыта - например, опыта беспомощности жертвы. И тогда воспроизводится травмирующая ситуация, требующая перепроживания.
Исцеление в терапии происходит за счёт того, что человек, вместе с аналитиком, исследует пространство МЕЖДУ ригидными селф-состояниями, возвращая себе возможность переключений и гибкость.
Во всем этом нет каких-то глобально новых идей. Однако этот вид анализа применяет понятие ригидности не только к людям, но и к явлениям и процессам.
Например, классическое представление о развитии человека - линейное. На западе это движение от зависимости к независимости. Дети вырастают, перестают нуждаться в зависимости от родителей и выходят в самостоятельную жизнь. При нелинейном подходе мы можем говорить о том, что человек всю жизнь движется между этими полюсами, в том числе - между полюсами привязанности/сепарации от родителей. А значит, родители не обязаны исчезать из жизни выросшего ребёнка. Можно искать новый баланс и помогать молодому взрослому осваивать независимость. Это может послужить большим облегчением для тех современных родителей, которые не хотят быть обузой своим выросшим детям, но не знают, как правильно выстроить отношения. И большим облегчением для тех детей, которые хотят сепарироваться, но не обрывая насмерть связи и не погружаясь с головой в ощущение своих родителей неправильными.
Недавно на лекции профессора физики услышала, что, по последним данным, электрон -не только частица, но и непрерывная волна, и потому он обладает качествами и частиц, и волн. Можно рассматривать развитие схожим образом: это не линейное движение из точки "а" в точку "б", и даже, возможно, не спираль - которая, по сути, та же линия, только загнутая. Возможно, развитие - это непрерывная волна. Мы перепроживаем наш опыт поверх старого и генерируем энергию за счёт синергетического эффекта накопления. Не теряя свойств отдельной частицы.