Прямое и обратное отзеркаливание в супервизионных группах

Прямое и обратное отзеркаливание в супервизионных группах
Индивидуальные клиенты, приходя на терапию, приносят с собой все сложности и особенности своей личности, из которых рождается перенос на терапевта. Подобным образом и группа, будучи единым организмом, сложным, но слаженным образом реагирует на предъявляемые кейсы или на супервизанта. Ее реакция зависит не только (и не столько) от содержания кейса, сколько от бессознательных течений и конфликтов, проявляющихся здесь и сейчас.
Предположим, супервизант приносит сложный запутанный кейс. Например, его пограничный клиент на сессиях заливает его потоками слов, перебивает, не слушает, обижается и придирается, а в конце каждой сессии обесценивает проделанную работу в довольно агрессивной манере. Представляя кейс, супервизант говорит много и хаотично, не слушает вопросов, игнорирует попытки ведущего и других членов группы поучаствовать в обсуждении, обижается на представленные ими ассоциации, и в конце довольно агрессивно заявляет, что он не получил никакой помощи и чувствует себя не услышанным.
Члены группы на протяжении всего обсуждения чувствуют фрустрацию, разную степень раздражения, бессилие и ненужность, затопленность, скуку и прочие сложные негативные чувства. В данном случае речь идёт о прямом отзеркаливании: супервизант, представляющий кейс, воспроизвёл состояние клиента и динамику отношений с ним, роль терапевта при этом берет на себя группа. Таким образом, члены группы чувствуют то, что терапевт-супервизант испытывает во время сессий со своим клиентом. Если ему удастся увидеть и почувствовать эту динамику, его восприятие кейса может расшириться и трансформироваться.
Может быть и другой вариант, когда супервизант, представляя кейс, показывает примерно то же поведение, и члены группы так же чувствуют себя фрустрированными или раздраженными, но данный кейс будет предъявлен группе, поскольку он отражает некий конфликт внутри неё самой. Например, супервизант находится в оппозиции к группе из-за своего опыта, или разницы в терапевтических модальностях, или конкуренции с ведущим. Или уровень агрессии и сиблинговой конкуренции среди членов группы настолько высок, что не позволяет возникнуть рабочему процессу, и группа отреагирует свою тревогу и хаос через выбор кейса (бессознательный выбор, конечно же). В этом случае речь идёт от обратном отзеркаливании, когда кейс отражает динамику группы. Если обнаружить этот процесс, группа может перейти в режим рабочего функционирования. А если проигнорировать, то группа рискует разрушиться от неуправляемой динамики.
На очередной встрече нашей с Ирина Мулкиджан супервизорской группы в понедельник мы будем рассматривать эти феномены и играть с ними. Ещё есть возможность присоединится! Ждём вас в 12 часов в Плане Б.