РАСЩЕПЛЕНИЕ И АГРЕССИЯ

РАСЩЕПЛЕНИЕ И АГРЕССИЯ
Встречались с ребёнком, который в ярости становится неуправляем, крушит все вокруг себя, орет и швыряет вещи?
А с таким взрослым?
Что происходит у такого человека внутри?
Слепящая белая ярость заполняет все его пространство, пытаясь захватить заодно и всю вселенную разом. Пределами для такого взрыва становятся только физические возможности организма.
В этом случае мы говорим об отсутствии и границ, и константности объекта.
В идеальном мире, где родители не просто искренне любят своих детей, но ещё и делают это правильно, они (Родители) способны быть постоянными объектами детского мира. Это значит, что они неизменно доброжелательно относятся ко всем проявлениям своих детей, контейнируют их эмоции, устанавливают границы в случае необходимости, не прибегают к наказаниям, но позволяют детям получить представление о последствиях своих действий, и, в то же время, обеспечивают их безопасность.
Идеальная картинка не совпадает с реальной на какое-то количество процентов. И чем сильнее - тем менее надежной становится связь родителя и ребёнка.
В патологическом мире родители бьют и насилуют своих детей, используют их для обслуживания своих нужд, не испытывают любви и относятся к ним неизменно враждебно, жестоко и агрессивно.
Мы все находимся где-то в континууме между идеалом и патологией.
В идеальном мире, описанном выше, ребёнок дорожит любовью своего родителя, не хочет ее потерять, нуждается в ней. Поэтому, сталкиваясь с фрустрацией и разочарованием, когда родители не могут или не хотят удовлетворять его требования, ребёнок учится справляться с этими переживаниями внутри себя. Не сразу внутри, в начале он яростно протестует снаружи. Но постепенно, когда родитель не разрушается от этого протеста и продолжает любить и принимать ребёнка, контейнер перемещается во внутреннее пространство и ребёнок находит более зрелые способы выражать свои чувства: через слова или через символы в игре.
В этом случае у него постепенно формируется осознание того, что плохой родитель и хороший родитель - это один человек, и что тот, кто ставит границы - это все тот же, кто любит его. Это мы называем константностью объекта.
В обычном, скажем так, мире, где семьи часто бывают дисфункциональными и родители и сами не очень умеют сохранять свою стабильность, ребёнок может сталкиваться с тем, что его чувства не принимаются, что родители эмоционально неустойчивы, или их часто нету рядом, или они жестоки, а иногда и бьют. Тогда ребёнок может продолжать сохранять два образа внутри: хорошего родителя и плохого родителя. И это расщепление сохраняется порой на всю жизнь, вмешиваясь во все отношения человека. Причём, для поддержания баланса он может жонглировать этими частями, помещая их в себя и в других: я хороший - ты плохой. Я плохой - ты хороший. Мы хорошие - они плохие. Или варьировать их во времени: сейчас ты хороший, а сейчас - плохой. Когда есть хоть какой- то намёк на отвержение, другой становится плохим, не имеющим ничего хорошего. И тогда его надо наказать, уничтожить, разбить. И вот она - ярость. А иногда - вот он, суицид. Или - драка. Или - разбитый телевизор. И так далее по списку.
Самое печальное присходит с женщинами, которых бьют и которые не уходят от таких мужчин. Внутри них тоже живёт эта расщепляющая динамика, когда женщина не помнит о двух частях одного мужчины и находится или в плену идеального, или в ужасе уничтожающего объекта. Расщепление не даёт возможности воспоминаниям соединиться и человек не воспринимает свой опыт целиком.
Основной способ помочь таким людям - быть стабильным и доброжелательным объектом возле них, сохраняя границы. Переводить агрессию на уровень игры, в знаки и в слова. Не разрушаться изнутри и помнить о своей целостности.
Попробовать увидеть другого через сочувствие