свобода в пространстве отношений

Сегодня на супервизии прозвучала очень интересная мысль про свободу в пространстве отношений. Ее суть в том, что иногда клиент делает что-то настолько внутренне непереносимое терапевтом, что тот лишается возможности слышать клиента и думает только о том, что клиент делает ЭТО. И данный процесс означает, что клиент нарушает свободу терапевта. Например, женщина, приходящая к терапевту с вырезом до никуда и в юбко-поясе. Или клиент, жарким летом во время сессии снимающий футболку. Или тот, от которого все время очень сильно пахнет перегаром. Или приходящий в подпитии и с бутылкой пива. Или клиентка, говорящая исключительно матом. Все эти клиенты могут оказаться абсолютно не разрущающими для одних терапевтов - и абсолютно разрушающими для других.
О свободе в контексте интерперсональных отношений мы говорим потому, что в этой модальности исцеление происходит в поле между клиентом и терапевтом. Для наличия целительного эффекта необходимо, чтобы отношения двигались в сторону свободного самопредьявления каждого из участников. И здесь возникает знаменитая аксиома - про свободу одного человека, остающуюся таковой до того места, где она начинает нарушать границы другого человека.
Поиск тонкого баланса между свободой самопредьявления и определением зоны переносимости для участников контакта - это создание пространства между безопасностью и риском. Как известно, терапевтические изменения возможны только при наличии обоих полюсов, создающих необходимое напряжение.
Для того, чтобы полноценно слышать клиента и быть с ним в здесь и сейчас, терапевт должен сидеть в удобном кресле, без пружин, впивающихся в попу.
Пирамида Маслоу.