свобода в терапевтических отношениях

Никак не могу написать пост о свободе в терапевтических отношениях. Возможно, потому, что впереди – трёхдневный семинар по работе с травмой.
Но очень хочу разместить здесь следующую цитату: "Не-я" возникает в ответ на непереносимый страх или унижение, переживание себя объектом садизма облеченного властью другого. Это – ощущение того, что человек снова стал тем, кто тогда попал под удар: терроризируемый и полный ужаса, порой доведённый до той точки, где он не может пошевелиться, и совершенно беспомощен или испытывает деструктивную ярость; презренный, иногда ты такой степени, что отвращение к себе толкает к разрушению себя или других; стыдящийся и запуганный, порой до такой степени, что теряет желание жить или испытывает желание убивать; слабый – порой настолько, что пребывает в постоянном состоянии полного беспомощности подчинения, от которого можно ускользнуть только лишь через суицид – или держать его на расстоянии, нанося себе увечия. Человек НЕ СТАНЕТ тем, кто это испытывает, он НЕ МОЖЕТ им быть, потому что, когда он был им, жизнь была непереносимой; и всё же, если "не-я" вторгается в сознание, значит, он ТОТ ЧЕЛОВЕК И ЕСТЬ.
Каждая личность скрывает в себе "не-я", хотя, конечно, степень травмы, которую довелось пережить разным людям, крайне сильно варьирует."
Цитата из статьи крайне мною любимого в последнее время Стерна "Партнеры в мыслях". Он много пишет про Не-я как отщеплённые, диссоциированные аффективные переживания, скрываемые в бессознательном в виде непереваренных, несимволизированных состояний. Их невозможно выпустить в осознавание, поскольку они связаны с непереносимым ужасом - тем самым, который описан в вышеприведённой цитате. Они проявляются только в виде отыгрываний и могут быть опознаны и осознаны после. В Не-я человек убирает все то, что непереносимо для его личности, угрожает ей уничтожением. И, поскольку он не может соединить себя с этим состоянием, состояние размешается напрямую в партнере - например, терапевте. И тогда терапевт начинает чувствовать все эти отщеплённые чувства - стыд, отверженность, вину, беспомощность, страх, даже ужас. Но, поскольку эти чувства не принадлежат терапевту, у него есть возможность обнаружить их, рассмотреть и показать клиенту - как волшебный фонарь, проецирующий по кругу картинки на стену.
Тень большой собаки может быть больше самой собаки, но пугает меньше. Тень аффекта клиента может отчетливо проявиться в терапевте, но не угрожает его целостности.