МАТРИЦА vs РЕВЕРИ

Два из наиболее важных контекстуальных понятий, определяющих динамические группы.
Понятие РЕВЕРИ ввёл в обиход Бион. Он использовал его для описания контейнирующей функции матери, которая своим эмпатичным присутствием рядом с младенцем принимает, перерабатывает и трансформирует его невоносимую тревожность и безымянный ужас. Это происходит за счёт особого психического состояния - смутного и текучего, наполненного ассоциациями, чувствами и мечтаниями.
Подобное коллективное ревери возникает и у участников динамических групп, где содержание связано с предъявлением переживаний тревоги и стыда. В частности - у участников супервизорских групп. Ревери супервизора, касающееся частных аспектов его внутренней жизни - наиболее сложно предъявляемый материал и наиболее ценное средство для переработки предъявляющихся терапевтических проблем.
МАТРИЦА - концепция, созданная Фоулксом. Он считал, что человек является социальным существом, созданным своим окружением и, одновременно, несущим в себе все отражение своего окружения. Матрица является сетью коммуникаций и отношений. Многие аспекты взаимодействий человека могут быть проявлены только в условиях взаимодействия с другими, оставаясь, в ином случае, вытесненными и бессознательными.
Объединение этих двух концепций в рамках супервизионной группы даёт нам основания для процесса, где мы видим разворачивающееся взаимодействие супервизанта с группой, и, отраженным через его матрицу, взаимодействие супервизанта с его клиентом. Предъявлять себя в супервизии - очень непростой для терапевта процесс, требующий определенного градуса внутреннего мужества. Особенно в рамках групповой супервизии, где кейс действует как проективный материал, поднимая на поверхность многие скрытые проблемы терапевта, в том числе и те из них, которые относятся с его слепым пятнам и были незаметны для него, возможно, никогда ранее. Это процесс, который может быть наполнен архаическим стыдом и нарциссическими ранами терапевтического эго.
Именно здесь на помощь приходит групповое ревери, особый процесс, связанный с субъективными откликами из внутреннего мира супервизантов. Обращение к своим чувствам, ощущениям, фантазиям, мыслям и воспоминанием снимает проблему оценочных суждений, частую в супервизионных группах, и позволяет быть проявленным и предъявленным бессознательному материалу, как общегрупповому, так и личному.
В конечном счёте, такой опыт развивает у членов группы навык контейнирования и перерабатывание сложного материала, критически важный для терапевтов, и позволяет им преодолеть ощущение эмоциональной изоляции и одиночества, связанных с сутью профессии.
К примеру, принесённый на группу случай взаимодействия со сложным контролирующим клиентом, требующим много внимания и вызывающим чувство опустошения, поднимает у группы не только зеркальное чувство опустошения, но и смутную агрессию, желание настаивать на своём, давать жесткие оценки, искать виноватого. Группа могла бы защититься от этих неприятных переживаний с помощью рационализаций, советов или поучений и оценок терапевта. Что вызвало бы его защитное поведение, подобное тому, которое демонстрирует его клиент, большое количество жарких споров и разногласий и взаимную фрустрацию в конце. Однако обращение к ревери даёт возможность участникам озвучить свои переживания, соприкоснуться с беспомощностью и враждебностью, поделиться взаимностью переживаемого сейчас или наличием подобного опыта в прошлом. В конечном счёте, групповой контейнер сделает переносимым для супервизанта не только ощущение фрустрации, но и внутреннего раздражения по отношению к клиенту, наиболее сложно переносимого терапевтического чувства наряду с с бессилием.